Главная arrow Впечатления arrow История одного похода
16.01.2010 г.

История одного похода
(Непутевые заметки «чайника»)

Теперь нам будет не хватать этих гор. Да уж. Наши холмы ничем и не напомнят этой красоты. С этими словами был завершен пятидневный пеший поход в Башкирию. Мы, сидя в поезде, уже с тоской наблюдали, как горы потихоньку переходили в большие холмы, а потом и вовсе в равнину.  Почти все ребята уже не в пер вый раз в походе, ходили и на сплавы, побывали и на Кавказе, в общем, люди увлекающиеся ту ризмом всерьез. Еще по телефону наш руководитель Руслан Гильманов предупреждал, что 11 человек для такого похода  слишком много, но разве это кого-то остановит? Нам, новичкам, уж очень хотелось побывать в на стоящем походе. Им же, старичкам, вовсе не улыбалось возитьсяи нянчиться с нами. Но дело уже закрутилось.

О маршруте мы знали только то, что едем в Башкирию делать восхождение на гору Малый Ямантау и лазать по Айгирским скалам, и что придется идти с рюкзаками около 10 километров. Но, оказалось, что это было к лучшему. Ведь народ как говорит? "Меньше знаешь, лучше спишь".
День первый. Ночь 29 и целый день 30 мая.
29 апреля в 23.00 садимся в поезд Бугульма-Дема: в вагоне одни сидячие места. Никакого ощущения приключения. Все обыденно. Все хотят спать. Доехав до Демы, пересаживаемся на электричку, которая довезет нас до станции "Инзер". В электричке  полный бедлам. Башкирские ребята, неформалы, рокеры едут на маевку, это, как выясняется, что-то вроде Грушинского фестиваля, некоторые из них уже безбожно пьяны.
При выходе из электрички на станции милиционеры остановили наших парней и прочесали рюкзаки под тем соусом, что мы татары и за нашу безопасность они не ручаются. Мы были подозрительно трезвы по сравнению с остальными. Все переодеваются в походную одежду, непромокаемые анораки и куртки, и пеший поход начинается. Пока рюкзаки абсолютно не кажутся нам тяжелыми и мы уверены, что сможем спокойно пройти эти 10 километров. Наш командир Руслан ведет нас по течению реки. Впрочем, девиз всего похода был: "Мы не ищем легких путей". Мы обходили даже там, где можно было пройти напрямую, и в результате прошли более 10 километров сквозь кусты и болота.
Мы все идем и идем. Привалы становятся все чаще, а рюкзаки все тяжелее. Наконец, доходим до второго моста, и Руслан Гильманов сообщает, что после него надо идти еще 2 километра. Как мы протянули эти два километра и последние сто метров, когда сил уже не было вовсе, не знаю. Руслан ищет место, где наш лагерь был бы неприметен, и находит его в небольшом лесу недалеко от Малого Инзера, тут же рядом ручей, впадающий в реку. Разбив лагерь, все усталые, но довольные ложатся спать.
День второй. 1 мая.
Все-таки в первые дни мая весна еще не наступила: мы проснулись от собачьего холода. Нас спас только костер, да чашка горячего чая. У чая странноватый вид, это изза воды в ручье, который еще несет в себе всякие взвеси после таяния снегов, но никого это уже не волнует. Сегодня кстати, пасха, но христосоваться нечем: все крашеные яйца мы съели уже в электричке. Командир нарисовал цель дня и маршрут. Сегодня идем на Айгирские скалы, лазать по ним в овязке. Со страховкой. Только шагать до них километра три… Люди, которые еще вчера думали, что и шагу не смогут больше ступить, сегодня уже бодро вышагивают. Идем, оглядываясь по сторонам. Дождя нет, и это радует. Наконецто можно разглядеть красоту башкирских скал, ведь вчера мы ползли, ничего не видя вокруг: только ноги и рюкзаки впереди идущего. Красота поражает. И что самое обидное, этот лесной массив на склонах горы настолько великолепный, но знаешь, что на фотографиях для газеты это будут самые неудачные кадры. Мы медленно бредем по течению Инзера, наслаждаясь красотами башкирской природы, и вдруг за поворотом открывается роскошный изгиб реки. Она вся зеленая: правильно, толькотолько приходит в себя после разлива. Фотографируемся на фоне реки  так хочется, чтобы в кадр попало все, что видят наши глаза, но это невозможно.
Постепенно слева у реки появляется разноцветие палаток маевщиков. А справа  камень, на котором заботливо написано белой краской "скалы" и стрелка, указующая наверх. Когда поднимаешься вверх, выдыхаешься быстрее и в привалах нуждаешься чаще. Скала, на которую идем, 600 метров над уровнем моря, нам же подниматься всего лишь метров 300. А через 100 начинаются курумы: камни, когда-то отколовшиеся от горы. Среди них встречаются "живые", которые двигаются, и надо лазать осторожно, стараясь не задеть: упадет один  захватит за собой другие, начнется камнепад и можно нанести вред идущим за тобой людям.
Одна такая глыба в несколько тонн едва не задела наших парней, Андрея Перепелкина и Дмитрия Плясунова, задержавшихся внизу, чтобы сфотографироваться.
Руслан тем временем приготовил страховку и полез на 10метровую скалу первым, чтобы показать нам, как это делается. Он самый опытный среди нас  чуть позже узнаем, что наш "командаре" ходил в лыжный поход на плато Путорана, что за полярным кругом, и тащил еду, по тяжести равную его собственному весу (на то время 54 килограмма). Он уже не раз лазал в обвязке, и нас восхищает, как быстро нашел нужные уступы и свободно, буквально взлетел наверх.
Мы внимательно подмечаем снизу, за какие уступы можно будет взяться. Лучше рассмотреть их сразу, на скале будет трудно и соображать, и увидеть уступы. Самым тяжелым оказалось довериться страховке и отцепить руки от скалы. Психологически трудно. Кажется, что упадешь. "У страха глаза велики", говорят,  вот так и мы, поочередно испытав чувство страха, сползали уже с чувством удовлетворения. Только сводило от холода пальцы. Каждому из нас пришлось останавливаться, чтобы согреть их своим дыханием. И в те моменты, когда пальцы не дотягивались до уступов, за которые можно было бы взяться, или соскальзывала нога, появлялось опасение, что страховка вот-вот снесет тебя за собой и тогда либо упадешь на камни вниз, либо унесет как маятник и ударит позвоночником об уступ. Последнее даже страшнее. Спускаться со страховкой оказалось очень приятно, выглядит как по телевизору. И неважно, что всего прошли чуть меньше 10 метров. Ощущение такое, что с каждым пройденным метром приливала уверенность в себе и своих силах.
Вид, открывшийся с вершины скал, просто изумляет. Прямо на против, по другую сторону реки, гора Караташ. Кажется, будто на огромном массиве выложены кирпичи в виде оконной рамы, что бывают в церквях. Верхушка горы утопает в деревьях, седые без листьев перемежаются зелеными елями. Красота. Сползать с гор и по курумам, и по земле не так уж и легко. Ноги устают так же, только работают на этот раз другие мускулы.
Благополучно сползаем и опьяненные возвращаемся в лагерь. Мы прыгаем от радости: еще бы, зауважали себя. Все-таки скалы  это здорово, решаем мы.
День третий. 2 мая.
На улице дождь. Сквозь сон думаю, а надо ли оно мне все. Предательское желание остаться у костра, поддерживать его, готовить ужин. Но ведь не за этим же мы приехали. Значит, стиснув зубы, "алга". Сегодня нас ожидает кульминация похода. Малый Ямантау. Еще когда мы шли на скалы вчера, Руслан показал гору. Ну вот, опять километров 5 от лагеря! Но мы жестоко ошибались, в общей сложности до вершины 10 километров. Высота горы всего 970 метров, но дорога к ней довольно длинная.
По пути нам повстречались милиционеры с черной надувной лодкой. Долго уточняли, куда мы направляемся. Пришлось соврать, что на электричку. Оказалось, вчера утонул какойто "водник", турист, практикующий сплав по реке, и милиция ищет труп.
Нам приходится переходить железнодорожные пути с величайшими предосторожностями. 2 мая  последний день маевки, по этому за нами идут кучки неформалов. Улучив момент, скрываемся в ближайшем лесу.
Дорога ведет наверх, подниматься очень тяжело. Мускулы каменеют, любой привал кажется манной небесной. Мы идем, перешагивая через ветки, иногда  напрямую. Природа решила посмеяться над прогнозами Гидрометцентра и подарила нам солнце.
Руслан указывает пальцем на скалистую вершину. "Вот наша конечная точка",  сообщает он. Наконец, с трудом, дошли и до подножия. Между курумами все еще лежит снег. Даже страшновато. Снова курумы. Эти намного опаснее, чем на Айгирских скалах, здесь почти каждый камень живой. Осторожно передвигаемся по ним, держа полуметровую дистанцию. Наконец, добираемся до площадки  теперь можно передохнуть. Сидя на огромном валуне, с удовольствием рассматриваем округу. Вид внизу шикарный. Видно дорогу, по которой мы шли, Инзер, железную дорогу. Красота.
Руслан идет наверх, ищет возможность подняться на вершину. До нее метров 5, но слишком опасный подъем, поэтому он старается облегчить нам подъем на вершину. Но для этого придется обойти немного. Наконец, дружно доползаем до нее. Счастливые обладатели телефонов дозваниваются до родных: в этом походе практически нигде не было связи. Рядом местечко чуть повыше, вся толпа с гиками взбирается еще на 2 метра выше. На вершине пронзительный ветер продувает насквозь, и он заставляет нас застегнуть все куртки, но ради этого вида, можно стерпеть что угодно.
Обратный путь, по словам Руслана, мы должны были пойти по течению ручья, но почему-то возвращаемся той же дорогой. Получилось так, что наш командир взял чуть правее, чем нужно, а потому придется идти чуть дольше. Берем влево. В лицо бьют ветки, уже хочется пить, а воды как всегда мало. В этом походе мы научились беречь воду, пить ее небольшими глотками, всегда полоща ею рот. Ноги тяжелеют. Оказалось, что вместо запланированных 20 километров туда обратно нам пришлось удлинить путь еще километров на 5, то есть всего  25 км за день. Наконец, вышли на железную дорогу. Последний вечер самый грустный. К тому же начался дождь. Погода всячески помогала нам эти два дня, а в последний вечер заплакала. Руслан рассказывает о туристическом клубе "Буревесник", о том, что в этом году он сам в конце июля  начале августа собирается с командой профессионалов на Эльбрус, вот только не могут найти спонсоров для экспедиции, и это ставит весь поход под угрозу срыва. Расходиться вовсе не хочется, но даже возле костра зябко и тянет спать.
Последний день.
Вернее 3-4 мая, но для нас они пролетели как один день. Последний.
Ночь была на удивление теплой. Мы начинаем собираться. К 11 лагерь должен быть снят. "До свидания, лагерь! Спасибо",  это говорит на прощание Марьям, когда все собрались. Мы идем по знакомой дороге. Сегодня путь намного короче. Часто делаем привалы, доедаем все дорожные запасы и идем легко. Вся команда слушает Руслана и Рустама, советующих, какое снаряжение наилучшее для походов, какая обувь нужна, палатки, посуда и т.д. Опытные, с детства оба ходят в походы. К электричке приходим практически минута в минуту. Есть время только для того, чтобы сфотографироваться. Ну, вот и электричка. С песнями доехали до Уфы. В окне пролетали башкирские горы. Мы уже тогда поняли, что теперь нам будет их не хватать. Так оно и случилось. Переночевав в Уфе в нормальных условиях, приняв душ, все внутренне приготовились ко встрече с "цивилизацией".
Эпилог.
"Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал".
Владимир Высоцкий.
Записки навевают на меня грусть. Но потрясающие фотографии заставляют забыть обо всем на свете и возвращают обратно в Башкирию, туда, где горы так гостеприимны. Они были у нас первыми, оттого, наверное, никогда мы их не забудем. И дай Бог, не последние…